Top.Mail.Ru
 
ПРОГРАММА КУРСА
Базовый курс груминга СТАРТ - XS
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Базовый курс груминга СТАРТ - XS» (далее - программа) направлена на: развитие мотивации личности обучающегося к познанию; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Программа так же направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов, индивидуальных потребностей обучающихся, профессиональную ориентацию, помогает получить прикладные знания и навыки, которые будут успешно применятся на практике.

Программа разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»; - Приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 652н об утверждении профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н., по должности педагог дополнительного образования.

1.1 Направленность программы – социально-гуманитарная.
1.2 Актуальность и отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы:
Стрижка и гигиена домашних животных в салонах – одна из самых популярных услуг. Профессия парикмахера для животных (грумер) становится востребованее и популярнее с каждым годом. Грумер – человек, который посвящает себя уходу за домашними животными. Фактически, это стилист для собак и кошек, который моет питомцев, стрижет им шерсть и подрезает когти. Основная задача грумера состоит в том, чтобы животное выглядело красивым и ухоженным.

Красивую стрижку сделать непросто, без обучения эффективно работать не получится. Даже если у вас однозначный талант, вы неплохо разбираетесь в стрижках и отлично ладите с животными, для начала работы грумером вам недостает важного компонента: практического опыта. Вы все будете делать медленно и неуверенно, животные на долгих процедурах начинают нервничать, хозяева тоже… Гораздо проще избежать подобных проблем, заранее позаботившись о базе для собственной работы. Тем более, обучение много времени не занимает.

Комплексный анализ опыта работы организаций дополнительного образования взрослых в городе Краснодар показывает, что по данному направлению существует определенный дефицит дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по обучению грумингу.

Реализация общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительной общеразвивающей программы «Старт XS» позволяет организовать целенаправленную деятельность по изучению основ груминга с учетом запросов и потребностей обучающихся.

Новизна дополнительной образовательной общеразвивающей программы заключается в том, что, являясь базовым курсом, программа дает обучающимся представление о груминге как уходе за животными, включающему проведение мероприятий, таких, как мытье, расчесывание, подрезание шерсти, подрезание когтей, чистка ушей и др.

1.3 Адресат программы.
Программа рассчитана на взрослое население, от 18 лет. Без предъявления требований к уровню образования и стажу работы.
Эта программа:
  • для тех, кто хочет стать грумером «с нуля». Если вы хотите стать профессиональным грумером и получить работу в салоне.
  • для заводчиков и владельцев собак. Если вы хотите научиться стричь свою собаку самостоятельно, не пользуясь дорогостоящими услугами салонов.
  • для грумеров. Если вы уже умеете стричь собак, но являетесь «самоучкой», или хотите освежить в памяти правила работы с шерстью.
1.4 Цели и Задачи.
Цель программы: формирование базовых теоретических знаний и практических навыков начинающего грумера.
Цель образовательной деятельности направлена на:
  • Формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;
  • Укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • Выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • Профессиональную ориентацию обучающихся;
  • Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • Создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области груминга домашних животных для дальнейшего освоения профессии «Грумер»;
  • Социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • Формирование общей культуры обучающихся;
  • Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС и федеральных государственных требований.
Цель программы определяет решение ряда задач, специфичных для каждого уровня программы:

Обучающие:
  • формирование углубленных профессиональных представлений, знаний и умений в области груминга;
  • формирование информационно-коммуникационных компетенций и совершенствование учебной деятельности;
  • развитие новых практических способностей и совершенствование практического опыта;
  • побуждение к сознательному выбору профессии «Грумер».

Воспитательные:
  • развитие эмоциональной сферы и эстетического восприятия окружающей природы;
  • воспитание гуманного и ответственного отношения к животным;
  • воспитание нравственных качеств личности, гражданственности, трудолюбия, уважения к мастерам своего дела;
  • воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.

Развивающие:
  • развитие экологического сознания и гуманистического мировосприятия;
  • развитие способности анализировать нестандартные ситуации и решать проблемные задачи;
  • формирование интереса к практической деятельности;
  • развитие качеств личности, лидерских и индивидуальных способностей обучающихся;
  • расширение сферы интересов личности и экологического кругозора обучающегося;
  • формирование психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению.

1.6 Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты:
  • навыки общения в группе
  • терпение, настойчивость, ответственность
  • интерес к участию в общественно полезной деятельности
  • соблюдение социальных и культурных норм и правил поведения, здорового образа жизни
  • умение ориентироваться в социальных ситуациях и занимать адекватные позиции
  • умение регулировать конфликты культурным путем

Метапредметные результаты:
  • анализировать результаты наблюдений, делать выводы
  • систематизировать, обобщать и интерпретировать информацию
  • принимать участие в выставках и конкурсах
  • вести наблюдение за здоровьем питомца
  • компетентное использование наблюдений
  • планирование и управление собственной деятельностью
  • владение навыками контроля и оценки деятельности
  • способность к критическому суждению в отношении получаемой информации
  • владение телекоммуникационными технологиями в общении с людьми

Предметные результаты:
  • знать основные понятия по кинологии, ветеринарии, зоопсихологии и этологии экстерьера и интерьера собак
  • знать распространенные породы собак и их специализацию
  • знать правила ухода за собаками с их практическим применением

1.7 Организационно педагогические условия реализации программы:
Язык реализации – русский.
Форма обучения – обучение осуществляется на основе очной формы.
Особенности реализации программы:
Модульный принцип представления содержания программы и построения учебных планов. На обучение принимаются все желающие без первичного прослушивания или тестирования.
Условия набора и формирования групп: количество обучающихся – до 6 чел.
Численный и возрастной состав групп может варьироваться в зависимости от спроса и желания обучающихся в освоении данной программы, от 18 лет и не более 6 человек.

Формы проведения занятий: аудиторные занятия: практическая работа, лекция.
Форма организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Материально-техническое оснащение:
Учебная аудитория площадью 18кв.м., расположена по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского 8/1литер подА каб._____
Стол для груминга – 6шт.
Зеркала настенные – 6шт.
Стулья – 10шт
Стол преподавателя – 1шт.
Магнитно-маркерная доска – 1шт.
Триммер для стрижки животных – 2шт.
Ножевые блоки для машинок стандарта А5 – 12шт.
Насадки для машинок стандарта А5 – 20шт.
Ножницы прямые, филировочные – 12шт.
Гребни различных размеров – 12шт.
Сликеры с различной степенью жесткости – 18шт.
Колтунорезы – 6шт.
Стриппинг-ножи – 6шт.
Фены – 3 шт.
Компрессоры – 3шт.
Тренажеры – 12шт.

1.8 Кадровое обеспечение
Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами (педагогом дополнительного образования), имеющим высшее или среднее профессиональное образование в области Кинологии или педагогики (образование и педагогика), без предъявления требований к стажу работы, либо дополнительное профессиональное образование в области Кинология или педагогики, без предъявления требований к стажу работы.

2. Учебный план.
Форма обучения – очная.
Трудоемкость программы – 56 акад. часов.
Срок освоения программы – 7 дней.
Режим занятий – 8 академических часов (по 45 мин.) в день.
3. Календарный учебный график
Срок освоения программы – 7 дней.
Режим занятий – 8 академических (по 45 мин) часов в день.
Дата начала обучения по программе: по мере комплектования групп.
4. Рабочая программа.
Модуль 1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теоретические занятия:
История груминга. Техника безопасности. Основа деятельности грумера. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для груминга. Подробный разбор (изучение различного инструмента для груминга, расклад по типам шерсти, необходимый набор инструментов для грумера). Дезинфекция и обработка инструментов.

Основы ухода, безопасности. Основы ветеринарии для груминга (основные болезни, диагностика, немедикаментозное воздействие на агрессивность животных). Зоопсихология (типы клиентов, как работать с агрессивными животными, типы психики и методы взаимодействия). Основы выставочного груминга.

Косметические средства (типы шерсти, строение шерсти и кожи животных, состав косметических средств, разница между профессиональными и бытовыми косметическими средствами, техника мытья и сушки, расчесывание колтунов, подбор косметических средств по типам шерсти и по желаемому результату).
Показательный мастер-класс: «Шпиц. Мытье, сушка, укладка шерсти».

Практические занятия:
Выполнение мытья, сушки, укладки шерсти шпица. Постановка руки на ножниц на тренажерах 2-х видов.
Модуль 2. Йоркширский терьер.
Теоретические занятия:
Стати собаки. Построение каркаса идеальной стрижки. Гигиеническая стрижка йорка: особенности, порядок проведения. Стрижка йорка: все, что нужно о груминге йоркширского терьера. Косметическая стрижка. Модельные стрижки. Ошибки в груминге.
Показательный мастер-класс «Груминг Йоркширского терьера».

Практические занятия:
Выполнение груминга йоркширского терьера.
Модуль 3. Мальтийская болонка.
Теоретические занятия:
Построение каркаса идеальной стрижки.гигиеническая стрижка мальтезе: особенности, порядок проведения. Все, что нужно знать о груминге мальтезе. Модельные стрижки. Ошибки в груминге.
Показательный мастер-класс «Груминг мальтийской болонки».

Практические занятия:
Выполнение груминга мальтийской болонки.
Модуль 4. День разных пород.
Теоретические занятия:
Разные породы: пекинес, китайская хохлатая, ши-тцу, петербуржская орхидея, чихуа-хуа, мопс, бигль, корги и т.д.
Особенности груминга. Ошибки при груминге. Типы шерсти.
Экспресслинька гладкошерстных собак разных пород.

Практические занятия:
Выполнение груминга собак разных пород.
Модуль 5. Шпиц.
Теоретические занятия:
Двойной тип шерсти. Построение каркаса идеальной стрижки. Гигиеническая стрижка шпица, порядок и особенности проведения стрижки. Все, что нужно знать о груминге шпица. Ошибки при груминге.
Показательный мастер-класс «Груминг Шпица».

Практические занятия:
Выполнение груминга шпица.
Модуль 6. Пудель.
Теоретические занятия:
Построение каркаса идеальной стрижки. Особенности подготовки шерсти. Стрижка пуделя: общие правила. Форма и иды. Основы выставочного стандарта и салонного груминга. Стандарт породы. Разбор актуальных салонных стрижек пуделя.
Показательный мастер-класс «Салонный Модерн Пуделя».

Практические занятия:
Выполнение груминга пуделя.

Модуль 7. Стриппинг.
Теоретические занятия:
Стриппинг собак и его отличия от стрижки. Что необходимо знать о стриппинге при работе в салоне. Основы понятий стриппинга, как набора способов удаления «отмершей» шерсти. Различие техник стриппинга для разных пород. Инструменты, применяемые для стриппинга и вычесывания. Техника стриппинга ножом и пальцами. Отличия салонного стриппинга от выставочного. Как с помощью стриппинга создать идеальные линии экстерьера собаки.

Практические занятия:
Отработка техник стриппинга.
Модуль 8. Кошка.
Теоретические занятия:
Что относится к грумингу кошек и какими инструментами он выполняется. Виды груминга: гигиенический, домашний и выставочный. Каким котам нужен груминг и как приучить к неу животное. Случаи, когда нежелательно делать груминг кошкам. Гигиеническая стрижка длинношерстных кошек. Оборудование и инструменты. Правила стрижки кошек. Техника стрижки. Ошибки при стрижках.
Мастер-класс «Стрижка кошки в салоне».
Модуль 9. Итоговый контроль. Экзамен.
Практические занятия:
Выполнение груминга йорка, или мальтезе, или шпица.
Оценка работ учеников преподавателем.
Вынесение вердикта по итогам Экзамена.
5.МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
5.1 Формы аттестации:
В учебном процессе организуются различные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль.
Текущий контроль результатов подготовки осуществляется в целях получения информации о выполнении требуемых действий в процессе учебной деятельности; о правильности выполнения требуемых действий ; о соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; о формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и д.р.) и т.д.

Текущий контроль знаний осуществляется на всех организационных формах обучения (видах учебных занятий): теоретическое, практическое занятие.
Текущий контроль проводится систематически, без больших интервалов в отношении каждого обучающегося.
Формы текущего контроля: практическое занятие.
При оценке устных опросов анализу подлежит точность формулировок, связность изложения материала, обоснованность суждений.

Промежуточный контроль.
Промежуточный контроль осуществляется с целью объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы.
Форма промежуточного контроля – зачет (устный опрос).

Итоговый контроль.
Освоение программы завершается итоговым контролем обучающихся в форме экзамена.
К итоговому контролю допускается обучающийся, не имеющий задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план (индивидуальный учебный план) по дополнительной образовательной программе.
Форма проведения экзамена – выполнение практической работы.

Вопросы для промежуточного контроля:
1. Анатомия и физиология собак и кошек.
2. Типы шерсти.
3. Как работать с стандартом породы.
4. Как выбрать косметику для груминг-клиента.
5. Последовательность предварительной стрижки.
6. Последовательность стрижки головы йорка.
7. Последовательность стрижки йорка (фасон, шапка, штаны).
8. Последовательность стрижки йорка (хвостик, юбка).
9. Перечислите номера ножей в стрижке мальтийской болонки.
10. Для каких зон допустимо применение тримера?
11. Перечислите названия инструментов, необходимых для тримминга.
12. Чем отличается тримминг от стриппинга?
13. Когда проводить первую стрижку?
14. Нужно ли выстригать шерсть на лапах между пальцами зимой?
15. Для чего выщипывать шерсть на внутренней стороне уха?
16. Для чего нужен фурминатор?
17. Влияет ли чистота шерсти на скорость ее роста?
18. Зачем при мытье собаки шампунь предварительно разбавляется водой?
19. Каким полотенцем лучше вытирать собаку после купания?
20. Обязательно ли использовать бальзам для шерсти7
21. Почему для ухода за питомцем рекомендуют использовать косметику одной марки?
22. Каковы причины появления перхоти у собаки?
23. Для чего нужны папильотки?
24. Чем лучше стричь когти?
25. Нужно ли чистить анальные железы?
26. Что такое гигиенический груминг собак?
Оценивание ответа на промежуточном контроле осуществляется следующим образом:
Оценка зачтено» выставляется, если ответы на зачете логически и лексически грамотно изложены, содержательны, аргументированы, подкреплены знанием лекционного материала и источников по теме вопроса, полные и точные ответы на дополнительно заданные вопросы.

Оценка «незачтено» выставляется, если на зачете допущено существенное нарушение логики изложения материала, допущение более трех ошибок в содержании задания, а также более трех неточностей при аргументации своей позиции, полное незнание лекционного материала и источников по теме вопроса, отсутствие ответов на дополнительно заданные вопросы.
Практические задания для итогового контроля:
Обучающийся выбирает одно практическое задание из перечня предложенных заданий:
1. Выполнить груминг Йорка.
2. Выполнить груминг Шпица.
3. Выполнить груминг Мальтезе.
Критерии оценок качества выполненной практической работы следующие:
Оценка «5» ставится, если практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, расчеты выполнены без ошибок, самостоятельно; работа оформлена аккуратно.

Оценка «4» ставится, если практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, частично с помощью преподавателя, присутствуют незначительные ошибки при выполнении техники груминга; работа оформлена аккуратно.

Оценка «3» ставится, если практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, частично с помощью преподавателя, присутствуют ошибки при оформлении; по оформлению имеются замечания.

Оценка «2» ставится, если обучающийся не подготовился к практической работе, при выполнении процедуры груминга допустил грубые ошибки, по оформлению работы имеются множественные замечания.
5.2. Методические рекомендации по выполнению практических занятий.
Целью практических занятий является закрепление обучающимся теоретического материала и выработка навыков самостоятельной деятельности.

Задачи практических занятий обусловлены необходимостью получения обучающимисязнаний, умений, навыков согласно учебной программе.
Количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируется в учебном плане образовательной программы.
Тематика и количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируется в учебном расписании.

Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством обучающихся.

Оценивание практических работ проводится дифференцированно (по пятибалльной системе) и при определении оценок за курс рассматривается как один из основных показателей текущего учета знаний. Обучающимся, не выполнившим своевременно какую-либо из практических работ, педагогом устанавливается индивидуальный срок ее выполнения.

Категории оценки практических занятий
Оценка «5» - работа выполнена в полном объеме и без замечаний.

Оценка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправляемых самостоятельно по требованию преподавателя.

Оценка «3» - работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Оценка «2» - допущены 2 (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающийся не может исправить даже по требованию педагога или работа не выполнена.